Почти половина россиян покупают товары через интернет, но только 6% из них также приобретают в сети продукты питания. И это если брать статистику по крупным городам. Консерватизм покупателей, отсутствие возможности увидеть «товар лицом» и убедиться в качестве – все эти препятствия и недоверие потребителей еще предстоит преодолеть продуктовому онлайн-ритейлу. Однако взрывной рост интернет-торговли и большая мобильность бизнеса в онлайне неизбежно приведут к увеличению частоты покупок. В конце концов, это просто удобно.
Эльвира Пикалева
директор по развитию бизнеса компании «Салатница»
Исследование международной компании eMarketer показало, что объем рынка интернет-торговли в мире в 2017 году составит $2,6 трлн. Российский рынок e-commerce в этом достигнет отметки 834,6 млрд рублей, а в 2018 году вплотную приблизиться к триллиону (959,8 млрд рублей). Средний чек при покупке в онлайн-магазинах в России сегодня составляет 4200 рублей. С 2016 года прирост онлайн-покупателей немного замедлился по сравнению с предыдущими годами, но объемы рынка продолжают расти за счет увеличения частоты покупок и появления новых сегментов.
Убедившись на примере широко распространившихся в последние годы доставок готовой еды, что онлайн-сервисы озабочены своей репутацией и готовы отвечать за качество, жители мегаполисов охотнее соглашаются на рядовые покупки продуктов в сети, и постепенно эта ниша перестает быть уделом эксклюзивных предложений от мономагазинов или эко-фермерских онлайн-лавок. Приходят крупные и средние игроки, уже широко известные на офлайн-рынке супермаркеты, и покупатель, привыкший к бренду, менее настороженно относится к его предложениям в онлайне и готов платить за привычные сервис и качество с доставкой на дом.
Следующий этап развития рынка продуктового онлайн-ритейла – это появление крупных супермаркетов, специализирующихся на доставке продуктов питания, и не имеющих обычных магазинов. В Петербурге, например, проектом дисконт-класса стала «Салатница». Кроме экономии времени покупатель получает еще и возможность сэкономить деньги. Согласно исследованию маркетингового агентства TopHeads, в Петербурге для 94% потребителей определяющим фактором при выборе магазинов и конкретных продуктов является цена. И при прочих равных цена продуктов в онлайн-супермаркете будет ниже, чем в обычной рознице. Как минимум из-за сокращения издержек владельца на аренду помещения, содержание персонала и так далее.
Если говорить о будущем, то онлайн-ритейлу в самое ближайшее время нужно быть готовым ответить на новые вызовы. Рынок растет, клиенты охотно идут в интернет и разорение интернет-магазинам уже не грозит. Однако ужесточается и конкуренция. В ближайшие два года главными трендами будут расширение продаж через мобильные устройства, личный контакт и тонкая настройка на клиента и технологии искусственного интеллекта.
В России 85 млн человек пользуются смартфонами, а в следующем году, по оценке аналитиков eMarketer, эта цифра составит уже 76 млн. Пока доля покупок через мобильный составляет лишь 15% от общего объема, но она неуклонно растет. Для развития в этом направлении онлайн супермаркету необходима оптимизация сайта под смартфон и планшет, собственное мобильное приложение и совершенствование способов оплаты.
Взаимодействие с клиентом выходит на первый план, а продажи становятся более адресными. Интернет-магазин сегодня должен общаться с клиентом в режиме онлайн, например, с помощью мессенджеров Telegram, Viber, WhatsUpp или через соцсети. Система автоматического возврата товара как составляющая клиентского сервиса у интернет-магазина является самым актуальным вопросом актуально. Вы должны быть готовы вернуть деньги за товар почти мгновенно с минимум процедур по оформлению возврата. «Салатнице» такой подход обеспечивает как прирост новых покупателей, так и увеличение частоты покупки уже наработанной базы.
Еще одни тренд — использование big data (больших объемов информации) для выработки правильных алгоритмов продаж, корректировки маркетинговой стратегии и как результат увеличения прибыли. Сегодня процесс цифровизации затрагивает даже супер консервативны государственные органы, например, налоговая и таможня объединяют свои базы для создания системы сквозного прослеживания товаров. Инструменты, которые может использовать онлайн ритейл – от готовых общедоступных решения для анализа сайта вроде Google Analytics или «Яндекс. Метрика» до использования банковских баз данных и персонификаторов контента. К этому же вопросу относится и использование искусственного интеллекта и машинного обучение для прогнозирования покупательского поведения и построения модели продаж под конкретный тип клиентов.
Возможно, что такими темпами, в не очень далеком будущем офлайн-покупки продуктов станут скорее развлечением и экзотикой, чем реальной необходимостью.
Источник: https://abnews.ru/2017/12/06/salatnica-kolonka/